назад

Духовный святитель  земли Белгородской

Информация для беседы о Святителе Иосафе

Духовный мир святителя Иоасафа епископа Белгородского - это действительно загадка ибо почти весь XX век наша историческая наука замалчивала его деяния.

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился 8 сентября 1705 г. в городе Прилуки (ныне Черниговской области).

Род Горленко в истории России известен с XVII в Его пра­дед Лазарь Горленко, был полковником Прилуцкого полка войска Запорожского. Являясь соратником Богдана Хмельницкого, он участвует в битвах с поляками. И в 1654 г присягает на верность московскому царю В течение последующих тридцати лет, продолжая возглавлять Прилуцкий полк, возводится в дворянское достоинство и погибает во время крымского похода под саблями взбунтовавшихся казаков.

Из пяти сыновей Лазаря выделяется Дмитрий, унаследовавший многие качества отца. В 1692 г он избирается полковником Прилуцкого полка, с которым участвует в крымских походах и в боях под Азовом и Гродно.

Излишне доверяя Мазепе, он после измены последнего в числе его сторонников,  возвратившихся в Россию из Турции, попадает в опалу и с конфискацией имущества направляется под надзор властей в Москву. В Прилуки Дмитрий вернулся глубоким стариком

Душевные переживания, связанные с опалой отца, оказали сильное влияние на жизнь и мировоззрение его детей. Ко времени возвращения Дмитрия один из двух сыновей - Пахомий - стал иноком Киево-Печерской лавры, а из трех дочерей - Анастасия стала монахиней. Тяготение к духовной жизни испытывал и сын Андрей отец будущего святителя Белгородского. По силе характера он уступал своему отцу и деду. При бегстве Дмитрия Лазаревича с Мазепой в Бессарабию и Турцию Андрей сопровождал отца, но убежденный уговорами тестя Данилы Апостола, вер­нулся в Россию. Петр I возвра­тил ему часть отобранных у отца земель Полностью получить свою собственность он смог только при Елизавете Петровне при поддержке князя Разумовского.

В семи верстах от города Прилуки, на поросшем дремучим бором острове, находился Густынский монастырь.

Отсюда шли в народ духовно-нравственные сочинения, а вдохновенное слово величайшего проповедника своего времени, иеромонаха Дмитрия Тупталы, предполагавшего здесь начало иноческой жизни митрополита Ростовского, знаменитого впоследствии создателя Четьих-Миней, привлекло в этот монастырь множество богомольцев.

Находясь в близком общении с обителью, Горленко имели от нее духовную поддержку свое­го религиозного восприятия Духовное влияние монастырс­кой жизни, о чем сказано выше, определило выбор родных дяди и тети Иоакима Горленко (а в последствии и святителя Иоасафа).

Детские годы Иоакима прошли на попечении матери Отец, после возвращения из Турции в течение пяти лет на­ходился под надзором в Моск­ве вместе с дедом Иоакима.

В восьмилетнем возрасте мальчика отвезли в школу Киево-Братского монастыря, незадолго перед этим преобразованную в академию. Отец Иоакима также окончил эту школу. В ней господствовало  церковное воспитание, поэтому учащиеся носили послушническую одежду.

Школа была основана зна­менитым митрополитом Петром Могилою. В своё время гетман Мазепа пожаловал её землями. В 1715 г в академии насчитывалось 1100 учеников -число по тому времени громадное. Обучались в ней дети разных сословий. Академию любил и оберегал образованный киевский митрополит Иоасаф Кроковский. Ректором академии и профессором богословия был знаменитый в то время ученый и проповедник Феофан Прокопович, любимец Петра I.

Обучать в школе Иоаким  на одиннадцатом году жизни возлюбил монашество, ко времени же окончания школьного обра­зования в нем утвердилось намерение стать монахом. Мысль эта настолько окрепла, что на 18-м году жизни, вопреки воле родителей, оставив академию, он в 1723 г удалился для мона­стырского послушания в Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь.

Монастырь находился на правом берегу Днепра, в 20 верстах от Киева . Он принадлежал к числу первых монастырей на Руси, а по богатству уступал только Киево-Печерской лавре. Основан был пер­вым митрополитом Киевским Михаилом, прибывшим из Греции ещё в X веке.

Каково же безмерное счастье вовсе не знать мира зла и отдать. Христу всю весеннюю первую свежесть своего чувства, всю полноту нерастраченных сил, не знать в душе иного пламени, как святое и чистое пламя любви божественной С детства чуткий и религиозный Иоаким особенно отдается религии в годы учения. Мало-по­малу он убеждается, что неодолимое стремление к постоянному единению с Богом вложено в него самим провидением и составляет его призвание Уйти от этого призвания он считал преступлением равным отречению от Христа.

Стремление Иоакима укрепить себя духовными подвигами на монашеской стезе как бы осветилось ранее видением его отцу Андрею, открывшемуся во время молитвы Богородице.

В лучезарном сиянии неземного великолепия, в светлых эфирных ризах, высоко в воз­душном пространстве увидел он Пресвятую Деву, а у ног ее - своего сына Иоакима. Вдохновенное лицо мальчика горело пламенем молитвы, а восторженный взор устремлён на прекрасный лик Богоматери. «Довлеет Мне молитва твоя», -  pаздался чудный  небесный голос, потрясший всю душу aндрея в этот момент словно молния озарила все небо, охватит, от края и до края бело-розовым светом, и явился Божий ангел и одел святительской мантией коленопреклонённого  мальчика.

 В течение двух лет Иоаким нес тяжелый искус в подвигах молитвы и поста. Еще в 1911г. недалеко от имения родителе, на склоне горы, существовали остатки часовни, в которой, приезжая на побывку из Киева, Иоаким искал безмолвия, которого жаждала его душа для совершения молитвы.

В 1725 г после такого суро­вого испытания Иоаким на двадцатом году жизни принял рясофор (первая подготовительная степень монашества) и с именем Иллариона продолжил свое академическое образование в Киеве.

В январе 1727 г, проходя богословский курс, Илларион был пострижен в мантию и наречён Иоасафом. А в Богоявление 1728 г посвящен в дьяко­ны, три года преподавал словесность для младших учеников академии.

В 1731 г Иоасаф был направлен на сбор денег для академии, чем и занимался на протяжении двух лет.

В 1733 г Иоасаф назначается экклезиархом Киево-Братского монастыря. Расстроенное  хозяйство этой обители он привёл в порядок. В ноябре 1734 г он был посвящён в иеромонахи и переведен в кафедральный Киево-Софийский монастырь с назначением экзаменатором Киевской епархии.  Одновременно его назначили членом Киевской духовной консистории.

С 1737 по 1745 гг. Иоасаф состоял игуменом Лубенского Спасо-Преображенского монастыря (ныне Полтавской области).

Будучи лубенским игуменом, он был представ­лен императрице Елизавете Петровне. В присутствии государыни он произнёс сильное по убедительности и богатое по содержанию слово о любви к Богу и ближним, свидетельствующее о прекрасном даровании проповедника.

В начале 1745 г., по личному желанию императрицы Елизаветы Петровны, Иоасаф был возведён в сан архимандрита с назначением его наместником Троице-Сергиевой лавры, с пожеланием им­ператрицы, чтобы он одновременно оставался по-прежнему и настоятелем Лубенской обители.

В январе 1748 г. после кончины митрополита Антония Черновского освободилась Белгородская архиерейская кафедра. На неё по высочайшему повелению назначен был наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иоасаф. С большим торжеством совершена была в Петропавловском соборе Петербурга в июне 1748 г. хиротония архимандрита Иоасафа в епископа Белгородского. 6 августа 1748 г. епископ Иоасаф прибыл в Белгород, прямо к Божественной литургии, которую и совершил в кафедральном соборе. Белгородская епархия в то время была одной из обширнейших русских епархий. Ко времени прославления свя­тых мощей епископа Иоасафа в 1911 г. на её бывшей территории существовало уже три епархии: Курская, Харьковская и часть Воронежской. При святителе Иоасафе в ней насчитывалось свыше тысячи приходов.

    В епископе Иоасафе отразились главные черты его предков. Наследственная казачья кровь сказывалась в его прямолинейности и твёрдости при управление епархией. Но одновременно в его молитвах к Богу и таинстве внутренней жизни проявлялась отрешённость от мирской суеты, что было главным и указывало на его богоизбранность. Духовно-нравственное состояние как клира, так и мирян епархии было плачевно, и святителю                                           

предстояло приложить много усилий и затратить немало трудов, перенести достаточно забот и огорчений.                                                             

    В духовном быту установился такой порядок, что после отца или тестя-священника место его переходило по наследству сыну или зятю. Даже в официальных просьбах эти места назывались  «наследством» такого-то. При подобных порядках t многие священники не заботились образовывать, детей, будучи уверены в том, что сын и без учения будет наследовать отцу во священстве.

  Епископ Иоасаф с чрезвычайной ревностью вступил в борьбу с невежественными и недостойными священниками. Он лишал мест, невзирая на значение и богатство лиц, обличал и укорял недостойных. Одним из первых его распоряжений по  епархии было учреждение в городах духовных правлений. Многие священники, учившиеся в приходских школах, существовавших при церквах, получив священный сан, не старались проникнуть в догматы веры и после посвящения не брали в руки ни одной книжки религиозного содержания. Через год после прибытия в Белгород святитель сделал распоряжение выписать для священников из Москвы книгу «О церковных таинствах» и обязал всех священников изучить их. И одновременно святитель ввел в обязанность священникам в конце обедни произносить поучения по печатным книгам.                                       

24 мая 1754 года  святитель Иоасаф совершил последнюю литургию  в Белгородском храме. Иоасаф тихо скончался 10 декабря 1754 года, в пятом часу вечера.

Тело святителя для прощания с ним паствы было выставлено в Белгородском Троицком  кафедральном соборе  Ии оставалось там до середины февраля.

23 февраля состоялось торжественное отпевание тела преосвященного Иоасафа. Гроб с телом святителя был опущен в склеп в юго-западной части кафедрального Троицкого собора. Толпы паломников, страж­дущих и обременённых болезнями, тянулись в «подпол» Белгородского Троицкого монастыря, к гробнице святителя Иоасафа, где над нетленными мощами праведника они оплакивали свою физическую немощь и духовную нищету и в благоговейном восторге поклонялись святителю как живому, которых он при жизни исцелял во множестве и неоднократно от различных болезней.

В 1756 г. белгородцам представились новые доказательства в нетленности глубоко почитаемого при жизни архипастыря.

Движимые любопытством и сознанием святости епископа Иоасафа, некоторые из со­борных клириков (священников), сойдя а усыпальницу, открыли гроб. Благочести­вое намерение их не осталось тщетным. Они обрадованы были обретением нетленных ос­танков угодника. Несмотря на значительную сырость, царившую в склепе, сохранились в неповреждённом состоянии также и святительные одежды, покров и сам гроб. Быстро разнёсшиеся по городу и окрестностям об этом явлении вести привлекли к гробу святи­теля болящих, получавших исцеление своих недугов.

В связи с многочисленными подтверждениями чудесной помощи у гроба святителя Иоасафа росла его популярность не только среди простого народа, но и среди сильных мира сего. Так, 27 февраля 1780 г. место успокоения епископа Иоасафа посетил фельдмаршал, граф Румянцев-Задунайский со. всем генералитетом. Выходя из пещеры, он многозначительно заметил: «Я не могу ничего судить, как только святым, иже суть на земле Его, удел Господь все хотения своя в них» («Курские епархиальные ведомости». 1905, №9, с. 147).

назад

Сайт создан в системе uCoz