назад

Сценарий мероприятия, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

ВСТРЕЧА  «ОТ ВСЕЙ ДУШИ»  

ЖЕНЩИНАМ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

     Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту

Внеклассное мероприятие,  посвященное 65-летию великой Победы в Великой Отечественной войне, проводится в форме «от всей души» и называется «Великим женщинам войны посвящается…»

   «У войны не женское лицо…»- вторит нам история. И, действительно, так! Сколько горя, бед, разлук и разочарований принесла  война…

     Да, нынешнее поколение  не слышало выстрелов, не вскакивало по ночам от воя сирен. Но мы не имеем права забывать тех, кто жертвовал своей  жизнью, тех, кто защищал нас.

Достойное место в этом ряду занимают женщины: женщины на войне и великие труженицы тыла. Именно им я посвящаю своё мероприятие. Преклоняюсь и восхищаюсь перед их мужеством, героизмом, терпением и решимостью. Мало того, что на хрупкие женские плечи навалился непомерный груз. Они ещё успевали:  и сеять, и жать, даже строить дороги. Участницы строительства железной дороги Старый Оскол-Ржава, наши землячки, удивительные женщины, присутствуют на нашем мероприятии.

Воспитательные задачи

   Воспитание бережного отношения к историческому наследию при подготовке к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне;  Формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего;

 Расширение представлений об истории малой Родины, России; Развитие творческих способностей детей; создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

  Объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;   Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Оборудование, реквизит

1 Русские народные костюмы, военная форма

2 Экран, магнитофон

3 Высказывания:  «У войны не женское лицо», «Да разве об этом расскажешь…», «Война и женщина - понятия несовместимы»

В центре сцены, на стене «Женщинам войны посвящается»

4 Песни «Священная война», «Во поле берёза стояла». 

Действующие лица - участники исполнения сценария

Учащиеся 10 класса, приглашённые женщины-участницы строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава.

 

Тихо звучит песня «Во поле берёза стояла».

На сцене девочки водят хоровод (одеты они в сарафаны, на голове веночки из ярких искусственных цветов.

Из-за кулис доносятся слова:

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна,

И вдруг суровый голос Левитана

«Внимание, товарищи, война…»

Девочки обрывают танец, опустив головы,  уходят вглубь сцены.

Звучит несколько строчек песни «Священная война»

По сцене маршируют девочки, одетые в военную форму,  с автоматом  на плече

Музыка стихает, свет на сцене гаснет, секундная тишина

Свет включается Ведущая: Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

(На сцену входят девочки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Ведущая: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей...

1-я девушка:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Ведущая: В один день мир женщин разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному
балу, первая любовь, мечты о будущем... И война. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

1-й юноша:

... Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле.
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе.
Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели.
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой.
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла.
Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там на переднем краю.
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее.
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

(Исполнение песни «Катюша», сл. М. Исаковского.)

Учитель:

9 мая 2010 года исполнится 65 лет со дня Победы над Фашисткой Германией. Мы, ныне живущие, от всей души ещё раз вспоминаем Великих женщин тыла, на чьи плечи обрушилась непомерная тяжесть. Но они выстояли, не сломились и победили, Это и их победа. Именно  такие удивительные женщины- участницы строительства железной дороги Старый Оскол-Ржава, наши землячки, сегодня у нас в гостях. Это Марченко Татьяна Дорофеевна и Немшилова Зоя Ивановна.

Ведущий:

О днях тех давних

память не остыла,

И подвиг ваш в ней будет

жить всегда.

О, женщины!

О, труженицы тыла!

Подростками лишь были

вы тогда.

От Старого Оскола и до Ржавы

Всех трудных верст

не насчитать и ста…

Но сколько вашей доблести

и славы

В себя вместила каждая

верста!

Учитель: Железную дорогу «Старый Оскол – Ржава» еще называют «Дорога на крови». Сюда на строительство в 1943 году было мобилизовано почти 25 тысяч человек, в основном старики и девушки-подростки. За 32 дня они возвели десять мостов и уложили 95 километров железнодорожного полотна. 19 июля 1943 года по дороге пошли первые эшелоны, доставлявшие войска и технику к Курской дуге.
Сейчас на Белгородчине проживает около двух тысяч участников строительства железной дороги.

На экран выводится карта, под музыку «Священная война», ученик читает стих

«Фронтовая дорога»

 

5

Юноша: Рубаха взмокла от седьмого пота,

А, кажется, что сделал слишком мало.

Такой самоотверженной работы

Не видел мир, сама земля не знала.

Был близко фронт.

Все дни, подобно грому,

Гремели орудийные раскаты,

Седой старик - и тот ушел из дому,

Охотно вскинув на плечо лопату.

Нас было много, что любую гору

Могли бы сдвинуть силою такою,

 
Она легла на Курские просторы

Бурливой человеческой рекою.

Самозабвенный труд с утра до ночи!

Рос клич в отрядах комсомола.

Соревновались девушки Корочи

С девчатами из Старого Оскола.

Зато каким огнем горели взгляды,

Когда прогрохотал здесь первый поезд,

Таща на запад пушки и снаряды!

Учитель: Уважаемая Татьяна Дорофеевна! Расскажите молодому поколению, как там было на самом деле. Ребята, Татьяна Дорофеевна за самоотверженный труд была награждена медалью.

Татьяна Дорофеевна:   В 43-м, когда строилась эта железнодорожная ветка, я попала в одну из двух бригад комсомольско-молодежного отряда. Нам определили участок. Именно здесь и легли первые метры насыпи. Вместе с нами работали местные жители и военные, которые на бортовых машинах подвозили сюда землю. А мы их разгружали, разравнивали кучи и утрамбовывали грунт так называемыми трамбовками, а другими словами – тяжелым куском бревна с ручкой из металлического стержня.

Было даже свое соревнование на стройке. Для победителей был установлен приз – переходящее Красное знамя Курского обкома ВЛКСМ.

Работали так: делаем насыпь. Разгружаем машины с землей. Бывало и такое: смену отработаешь, а тут тебе объявление – «Всем комсомольцам выйти во вторую». Значит – в ночь. Но никто не роптал, и каждый день все выполняли по две-две с половиной нормы. А норма – это три с половиной кубометра земли, уложенной в насыпь. Учитель слово предоставляет Немшиловой Зое Ивановне: - Хорошо помню, как перевели нас  на помощь другим бригадам в Губкин, где пятого июля мы и узнали, что немцы перешли в наступление на Белгородско-Курской дуге, в связи с чем по всей стройке была объявлена фронтовая пятидневка. Теперь уже не только комсомольцы, но и все работали днем и ночью. Случалось, что нас бомбили. Разбежимся, а только самолеты улетят – опять за лопаты.

18 июля – день особенный, запомнившийся на всю жизнь: состоялось открытие дороги. Митинг, оркестр, народа – демонстрация целая. Но все смотрели в сторону Старого Оскола, откуда должен был прийти первый паровоз. И вдруг все увидели движущийся красный флажок. Это шла по рельсам «разведчица» – дрезина, а за ней и паровоз. Медленно, не спеша, словно проверяя, все ли мы правильно сделали, надежно ли утрамбовали насыпь. А мы волновались: вдруг где-то плохо притолкли землю. Нормально мы все сделали! И уже чуть позже с этого паровоза с красным полотнищем – «Все для победы!»

А уже на следующий день по нашей, потом и кровью политой железнодорожной ветке, пошли на фронт воинские эшелоны. Ветке, не значившейся ни на одной карте…

 В исполнении учащихся звучит песня:

Поезд катит закатному солнцу вослед,

Погружаясь в зарю, будто в пламя боёв,

Средь которых на бомбами взрытой земле

Путь стальной этот начал служенье своё.

Поезд катит в Москву, где приказ тогда

Дали: К фронту снарядов подвоз торить! —

Трудный год сорок третий — война, нужда —

Но дороге железной быть!

 «Старый Оскол – Ржава» —

Труд жён, матерей, детей,

Труд, озарённый славой

Сраженья победных дней.

Под солнцем горят  пути —

Земной и сквозь судьбы след..

В грядущее поезд мчит

По памяти грозных лет.

Здесь сошлись те, кто выжил голодной весной,

Под разрывы снарядов, что гибель несли,

Чтоб вручную в сто вёрст возвести полотно

Из родной, но тяжёлой и жёсткой земли.

А с небес пулемётная трель неслась:

Бой воздушный кружил свой гремящий бал.

Значит, Курская битва здесь началась —

С этой узенькой строчки шпал.

 Припев.

Ведущий: В Старом Осколе к 65-летию Курской битвы состоялось открытие памятника строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава»

Памятник видим на экране, все присутствующие встают.

Минута молчания.

назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

Сайт создан в системе uCoz