назад

Классный час «Что такое толерантность»

Цели:

§       стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности;

 

       Ход классного часа

 

Вступительное слово учителя: 

                    Я собака - всего лишь собака!

                     В голове у меня - пустота.

                       Но другую собаку, однако.

                        Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова - потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки, и в браки.

 Неизменную веру храня:

Что бы ни было - все мы собаки.

Все мы - братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак-

Сразу видно - чутье слабовато.

  В этом вам далеко до собак.

 Если брат ваш - не вашей масти,

 Разве в этом он виноват?

 Вы же рвете его на части.

 Словно он вам уже и не брат...

                                                                    Борис Заходер.

 

                        Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с понятием «толерантность», вы получите возможность оценить степень своей толерантности.

I. Дискуссия (изучение различных определений  понятия «толерантность»).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (ТЕРПИМОСТЬ)

1. Принятие различных представлений: принятие отличающих­ся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти
различные представления.

2.     Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).

3.     Способность противостоять крайностям: способность орга­низма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях).

4.     Это личная или общественная характеристика, которая пред­полагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

5.     Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций               (и даже в некоторых случаях измене­ние индивидуальной и культурной идентичности) в результате         критического диалога.

6.     Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо не­благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в
повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самооб-ладании, способности длительно вы­ носить неблагоприятное воздействие.

7.     Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.


 

8.  Проанализируйте эти определения. Что в них общего и в чем, на ваш взгляд, их отличия?

9.  Какой термин - «толерантность» или «терпимость» имеет, по вашему мнению, более широкое значение и почему?

 

П. Тест «Насколько вы толерантны?».

Учитель. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Отно­ситесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1.  Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да;              б)         нет.

2.  Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.  Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

а) да;              б)         нет.

4.  Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют се­бя контролировать.

5.  Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимание на такие вещи.

6.  Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.                                                                                                                                                 7.  Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

а) да;               б)         нет.

         8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего  внимания.  Как вы на это реагируете?

а)  мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

     9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б)вступите в спор.

 

Учитель:  А теперь подсчитайте очки.

Запишите по два очка за ответы: 16, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.

 

Анализ результатов

От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, уп­рямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и де­лаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеж­дения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый харак­тер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более дос­тойно?

От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично соче­тается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно пара­доксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете, Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику от­казаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

III. Выполнение упражнений,

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности само­выражения.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Учащимся предлагается самостоятельно нарисовать такую эмб­лему толерантности, которая могла бы печататься на супероблож­ках, политических документах; национальных флагах. Процесс ри­сования занимает 5-7 минут.  После завершения работы учащиеся рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). Затем учащиеся могут разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый из них само­стоятельно принял решение о присоединении к той или иной груп­пе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности само­выражения.

Необходимое время: 15минут.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги опре­деления толерантности; все, что может пригодиться для пантоми­мы, - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения: все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состо­ит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким  образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.

Обсуждение: учитель задает следующие вопросы:

  Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

  С какими затруднениями столкнулись группы в процессе при­думывания пантомимы?

 

Заготовка для упражнения

Толерантность - это...

Сотрудничество, дух партнерства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства, уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Способность поставить себя на место другого

Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признание равенства других

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия  

 IV. Подведение итогов.

назад

 

 

Сайт создан в системе uCoz