УРОК МУЖЕСТВА
«СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА. Н. Ф. ВАТУТИН»
Цель проведения урока мужества: расширить знания учащихся о героическом истории нашего народа, его боевых традициях; способствовать патриотическому воспитанию учащихся на примере знаменитых земляков, формированию готовности к защите Родины; вызывать чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников.
Подготовительная работа к данному мероприятию имеет едва ли не большее значение, чем само мероприятие, так как занимает значительное время и требует определенных усилий по приобретению новых знаний. Учащимся предлагается работать в творческих группах, собирая и обрабатывая материал о жизни земляка Н.Ф. Ватутина. Кроме того, в процессе подготовки ребята много общаются между собой, что позволяет им лучше узнать друг друга, по достоинству оценить сильные и стороны каждого и проявить их.
Во время проведения мероприятия присутствие гостей и зрителей дает дополнительную эмоциональную нагрузку, что помогает ребятам лучше прочувствовать и запомнить, о чем идет речь на мероприятии.
Вступительное слово классного руководителя:
Сегодня мы снова собрались на наш классный час. Для нас с вами это всегда важный разговор о главном, сокровенном, рассуждениях о людях, о жизни. Хотелось бы, чтобы сегодняшний разговор был таким же.
Сегодня когда приближается День защитника Отечества, я думаю самое время вспомнить славных защитников земли русской. А вы знаете, что значит быть защитником? Вам интересно будет подумать об этом? Как вам кажется: это понятие появилось только сейчас или пришло из прошлого? (ответы детей).
Тема защиты волнует меня, мое поколение. Хочется, чтобы и вы не остались сегодня равнодушными.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ народных героев, они как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.
Отечество…(пишет на доске). Какое однокоренное слово вы можете подобрать? (Отец). Значит отечество - это «земля отцов», и приходит время, и сыновья создают новый щит на пути врага.
пишет на доске: сыны Отечества
Ребята, а какие синонимы вы можете подобрать к слову «Отечество»? (родная земля, Отчизна, земля народа, край, где родился, Родина)
С древних времен славится русский народ беззаветной храбростью, героизмом и горячей любовью к Родине. Немало песен, волнующих легенд, былин и сказаний сложено о русских чудо-богатырях, не щадя жизни, защищавших свою Отчизну. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям , то внукам, правнукам – и тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.
пишет на доске: защитники земли русской
Но не было в истории русского народа подвига более великого, чем тот, который совершили советские люди в годы Великой Отечественной войны. За героизм в боях с немецко-фашисткими захватчиками более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Союза.
На Белгородчине немало районов, городов и сел, где сияют целые созвездия Героев Советского Союза.
Среди героев-белгородцев – талантливый советский полководец Николай Федорович Ватутин.
показывает портрет Н.Ф. Ватутина
В 2006 году исполняется 105 лет со Дня его рождения, поэтому мне хотелось сегодня бы поговорить с вами о нашем замечательном земляке. А построим мы наше занятие в форме устного журнала, из которого вы узнаете о жизни Н.Ф. Ватутина, о его стремлении быть полезным Отечеству, о его вкладе в победу над врагом Родины.
СТРАНИЦА 1 «Тяжело в учении…»
Ученик 1.
Из воспоминаний корреспондента А.Воинова: «Вскоре после окончания войны я приехал на родину Николая Федоровича Ватутина в деревню Чепухино Валуйского района. До глубокой ночи мы сидели за столом с Верой Ефимовной, матерью Ватутина, и она, положив на стол руки, рассказывала о своем Коленьке.
Родился Николай 16 декабря 1901 года. Его детство было таким же, как и у миллионов крестьянских ребят. Рано начинался день в ватутинском доме, и поздно приходила сюда ночь. Жилось скудно, тесно. Николаю еще не исполнилось семи лет, а дед, возглавлявший большую семью смотрел на него как на работника.
Школу в Чепухино Николай окончил успешно. Дед был доволен, однако дальнейшую судьбу мальчика захотел решить по-своему:
- Теперь, брат за работу берись, а книги побоку, - сказал он.
На другой день вечером к Ватутиным пришел сельский учитель. Он уселся против деда, чинившего под окном сбрую, и долго убеждал его не мешать стремлению мальчика учиться.
-Да не враг я ему, - сказал наконец дед, - коли уж такой головастый, пусть обучается. Хоть один ватутинский в люди выйдет!
Осенью Николай уехал в Валуйки.
Ученик 2.
Нелегко досталась мальчику возможность учиться дальше. Зато когда через год вернулся домой и показал своему прежнему учителю список прочитанных за это время книг, тетради по математике, записи по истории, тот уже не старика Ватутина пошел убеждать, а в Уразово поехал и добился от земства для своего ученика небольшой стипендии и места в интернате коммерческого училища.
Ватутин успешно окончил 3 класса коммерческого училища в Уразово, когда началась Октябрьская социалистическая революция. Наступило трудное, грозное время. Ватутину минуло девятнадцать лет и он ушел добровольцем в Красную Армию.
Его служба началась в апреле 1920 года в Харькове. А осенью этого же года поступил в Полтавскую пехотную школу. Это определило всю дальнейшую жизнь Николая. Окончив военную школу, он стал кадровым командиром.
Как отличного командира командование направило Ватутина в 1924 году в Высшую Киевскую объединенную школу. Однако эта школа не была для него последней. Только в стенах военной академии можно было глубоко изучить военное искусство, стать по-настоящему образованным командиром.
Ученик 3.
Работая в воинских частях, все свободное время Ватутин отдавал подготовке в академию. Весной 1926 года его заветная мечта осуществилась: он успешно выдержал экзамены и поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе.
Ватутин ушел в изучение истории военного дела, трудов Ленина. Можно было подумать, что слово «усталость» просто неизвестно ему. Он был неутомим. Возвратившись домой после целого дня работы в академии, он зажигал настольную лампу и садился за книги с такими же ясными глазами, ясной памятью и твердой волей, с какими утром начинал свой ежедневный труд.
В 1929 году Николай Федорович окончил академию.
Шаг за шагом, год за годом проходил он все ступени строевой службы.
Осенью 1936 года опытный командир, знаток военного дела Ватутин на время вернулся в Москву, чтобы снова стать «учащимся». На этот раз его школой была Академия Генерального штаба.
Блестяще окончив ее, он был направлен в Киев и работал начальником штаба Киевского округа. Его замечательные способности были оценены высшим командованием, и в июле 1940 года Ватутин получил новое назначение – в Москву, в Генеральный штаб.
СТРАНИЦА 2 «Талантливый полководец»
Ученик 1. 22 июня 1941 года гитлеровцы напали на Советский Союз. Ватутин выехал на Северо-Западный фронт, где положение складывалось угрожающее. Гитлеровское командование стремилось как можно скорее отрезать здесь города друг от друга, а затем обойти их с глубокого тыла.
Ватутин доложил свои выводы Ставке. Пришла ответная телеграмма: он назначался начальником штаба Северо–Западного фронта.
Началась титаническая организационная работа. Ватутин подбирал деятельных помощников, налаживал работу разведки, объединил отходившие с боями части…Но ведь задача была не в том, чтобы остановить наступление противника, а в том, чтобы остановить противника, а затем нанести ему сокрушительные удары.
Ватутин не признавал пассивной обороны. Идя на расчетливый риск, он временно ослаблял отдельные участки фронта, и собрав большую силу пехоты и артиллерии на важном направлении, наносил стремительные контрудары.
И наконец наступил день, когда Северо- Западный фронт совместно с Ленинградским перешел в наступление и разгромил танковую группу Манштейна.
Эта была одна из первых побед наших войск в Великой Отечественной войне.
Ученик 2. Гитлеровцы не отступали, в воронежском направлении двигались 1000 немецких танков, 500 самолетов, многочисленные моторизованные дивизии, но главной целью была Москва. Именно в эти критические дни Верховное Главнокомандование назначает Ватутина командующим Воронежским фронтом.
По мере развития событий все больше раскрывался полководческий талант Ватутина. Дни и ночи шла подготовка к сражению. Без устали работали солдаты и офицеры по руководством Ватутина.
В условленный час войскам был передан сигнал «Лебедь!» и через несколько дней весь мир узнал, что в окружении оказалась большая группировка гитлеровцев, - как потом выяснилось, около 300 тысяч вражеских солдат и офицеров..
Ученик 3. Курскую битву в июле 1943 года Ватутин встретил вооруженный большим опытом сражений сорок первого и сорок второго годов. Войска Воронежского фронта под его командованием в период Курской битвы в оборонительных и наступательных боях на Южном фасе Курской дуги нанесли немецким войскам сокрушительное поражение.
Еще много впереди было испытаний, и много приходилось принимать ответственных решений.
И еще об одном эпизоде из деятельности Ватутина хочется рассказать. Под его командованием 1-й Украинский фронт в сентябре-октябре 1943 года с боями вышли к Днепру, успешно форсировали его севернее и южнее Киева, захватили важные оперативные плацдармы на его правом берегу, создав условия для освобождения Киева и последующих действий на Правобережной Украине. Они провели Киевскую операцию, в ходе которой освободили Киев.
29 февраля 1944 года Николай Федорович Ватутин был тяжело ранен и 15 апреля 1944 года скончался в Киеве, в городе, с которым теперь навеки связано его имя.
СТРАНИЦА 3 «Память жива»
Ученик 5. Николаю Федоровичу Ватутину не было еще и сорока трех лет. Молодым, полным энергии, силы, нерастраченного таланта он и остался в памяти народа. Славное имя Николая Федоровича Ватутина золотыми буквами в писано в историю Великой Отечественной войны. Н.Ф. Ватутин награжден орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза в 1944 году
Белгородцы по праву гордятся своим замечательным земляком.
В Киеве, где похоронен Ватутин ему поставлен памятник. В Москве установлена мемориальная доска. Его именем названы город в Черкасской области, улицы в городах Белгороде, Минске, Витебске, Гродно, Гомеле, Владивостоке и других. В родном селе Ватутина, которое теперь носит его имя, находится музей.
Заключительное слово учителя:
Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она родным домом станет, если сумеем сохранить ее сильной и единой, научимся беречь и будем защищать её. Тогда поверят все народы в то, что нечего им делить единую, вечную, благословенную Русскую землю. Пусть же для каждого сына Отечества, защитника земли русской заветом станут слова: «О храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить свое Отечество, русскую землю…»
Вы помните, какие вопросы мы сегодня обсуждали? (Что значит быть защитником отечества?) Подумайте над вопросами : Каким я представляю защитника Отечества? Что я могу сделать уже сейчас, чтобы стать настоящим защитником Отечества? Подумайте дома над этими вопросами т напишите свои рассуждения. И пусть в ваших сердцах звучат слова Сергея Васильева:
Где б ты ни был, честный русский воин,
Помни: о тебе гремит молва.
Будь всегда в крови носить достоин
Гневный жар великого родства.